Простые ошибки в зимнем вождении: как облегчить жизнь себе и своей машине

Чудная питерская погода подготовила зимний сюрприз в ноябре. Немного рановато для обильных снегопадов, так что «подарок» удался. Город встал в пробках, в шиномонтажи образовалась очередь с записью на пару суток вперед, а большая часть водителей, судя по всему, забыла, что такое снег и зима, или вовсе впервые их видит. О важности смены резины и требованиях к зимним шинам мы писали совсем недавно, но сегодня речь пойдет не об этом. Я постараюсь рассказать о некоторых привычных, ежедневных, но не банальных моментах.

Вы еще не забыли небольшую статью про использование АБС, вызвавшую немало споров, потому что шла вразрез с «истиной», которую несут автошколы и «профессионалы» о торможении в повороте и заносе? Сегодня речь пойдет о простых ошибках, которые почему-то становятся нормой для многих водителей зимой и в снегопады. Некоторые из них серьезны, некоторые – не очень, но на дороге мелочей не бывает. В лучшем случае ошибка ведет к снижению безопасности движения, уменьшению скорости и образованию пробок, в худшем – к ДТП.

Прогрев и старт

Начнем с простейшего – со старта машины. Инструкции на новые машины прямо рекомендуют не греть двигатель после холодного старта. И вроде бы все сделано для того, чтобы этого можно было не делать: мотор уже после 15 секунд работает ровно, и тяга вроде бы есть, только разве что работает он чуть шумнее обычного. Я не буду в который раз объяснять, что чудес не бывает, что холодный мотор намного хуже переносит нагрузку и в разы быстрее изнашивается, и что минимальный прогрев необходим хотя бы для сохранения ресурса. Многие искренне считают, что раз в инструкции написано, что разрешено двигаться сразу с небольшой нагрузкой, то можно не заморачиваться и не тратить свое время.

На практике же простое преодоление сугроба – уже серьезная нагрузка на мотор и трансмиссию, особенно если за рулем неопытный водитель. Небольшие обороты, большая нагрузка – и шансы на серьезные повреждения двигателя повышаются. И если ваш мотор стучит «на холодную», а производитель уверяет, что ничего страшного в этом нет, то это вовсе не значит, что его примут в послегарантийный ремонт с задирами после таких вот «снежных стартов».

Механической КПП прогрев особо не требуется, если в ней достаточно масла, а вот почти все АКПП плохо себя чувствуют при недостаточной его температуре. Даже при высоком давлении масла в управляющем контуре коробки его не выдавливает вовремя из зазора между фрикционами – они успевают набрать приличную скорость вращения и подгореть, несмотря на холодное масло вокруг. Еще хуже, если давление поступает не сразу: это приводит к тем же пробуксовкам и ударам при переключениях, повреждая уже механику самой АКПП.

Вариаторам приходится не легче: масло в них обеспечивает расчетное сцепление шкивов и ремня только при определенной температуре. При слишком низких температурах ремень активно пробуксовывает, особенно при движении «в натяг», что очень характерно для движения по снежной целине. Так что владельцы «джипов» с вариаторами: не надо лихо бороздить сугробы, вызывая зависть у соседей по двору – этим вы приближаете конец вашей АКПП на годы. Иногда достаточно одного неудачного рывка – и дальше машина поедет уже на эвакуаторе в сервис.

Конечно же, повышенная нагрузка на маслонасос, на все клапаны и прочее тоже важна, но вывод один: любую АКПП, даже если это вальный преселектив (DSG или PowerShift), в котором из гидравлики только управление, нужно прогревать. Сильно фанатствовать тоже бесполезно – полностью прогреть ее на месте сложнее, чем мотор, но хотя бы дождаться появления тепла и прохождения вязкостного пика у масла, который часто соответствует температуре в 20-30 градусов, стоит. А если машина стоит глубоко в сугробах, не пытайтесь выезжать без прогрева и выкапываний – либо одно, либо другое.

Кстати, владельцы классических АКПП с гидротрансформатором и некоторых вариаторов в этом случае в выигрышном положении: «бублик» греет масло все время, пока вращается мотор, тепло поступает не из контура охлаждения двигателя, который будет греться долго, а непосредственно из ГДТ. Если, конечно, не работает «автонейтраль».

И, кстати, о преодолении сугробов. Судя по всему, половина водителей Петербурга – как минимум потомки Гастелло или Мересьева. Во всяком случае, основной метод преодоления снежных наносов у них простой и давно известный – таран. Копать – не наш метод, да и лопат у большинства нет. Вот только попытка силового преодоления наноса «газом в пол» заканчивается обычно печально: в лучшем случае машина забуксует, в худшем – сядет на брюхо, подомнет парковочную полусферу или подобьет соседа по парковке или пешеходов.

Тем не менее ничего сложного в таранной технике нет, просто нужно сначала размести щеткой или растоптать ногами слой наста или накат вдоль расчищенной колеи в точке предполагаемого прорыва, а потом движениями назад-вперед расчищать и раскатывать себе путь, не допуская зарывания машины. Пусть не с первого, а с пятого раза, но машина выедет. Ведь в случае неудачи с мощностным тараном вы выгадываете минуту, а если не повезет – то потеряете десятки минут или даже часы на откапывание или устранение проблем. Частенько такой неудачливый «поклонник тарана» еще и блокирует выезды с парковки для остальных водителей. К сожалению, взаимопомощь обычно приходит с опозданием, так что долго стоять приходится уже всем.

С прогревом мотора связана и другая вполне типичная ошибка: все стараются нагреть стекла в снегопад, чтобы те не потели. На машинах с ручным управлением климатической установкой водители просто забывают переключаться на другие направления, оставляя положение «стекло-ноги» на всю поездку. Но интенсивный обогрев в снегопады только вредит: снег начинает таять на лобовом стекле, а не уносится ветром при движении.

Во всем важна мера, потому на ходу стоит уменьшить нагрев стекол и отвести от них горячий воздух, тем более что трещины лобового стекла из-за перегрева – вполне обыденное явление. А вот северные водители вообще никогда теплый воздух в морозы на стекла не направляют – как раз потому, что стекло не выдержит такого перепада температур.

Как ни странно, прогрев важен еще по одной причине. Если машину не греют, и у вас нет какого-нибудь «вебасто» или другого автономного отопителя, то водитель ведет машину в зимней одежде. Разумеется, его подвижность при этом сильно снижается, а на зимней дороге важна скорость реакций и легкость движений. Медленные движения – это и банальное «не вписался», и повышенные шансы на циклический занос, и просто плохая реакция на изменение дорожной обстановки. А в теплой машине можно переодеться и рулить «налегке», с полной выкладкой.

Видимость на дороге

В зимнее время основные сложности для водителя связаны с низким коэффициентом сцепления, его неравномерностью и с ограниченной видимостью на дорогах. Про тормозной путь на льду и снегу и про то, насколько он отличается от тормозного пути на асфальте, написано немало статей, но я говорю о другом. Из-за недостаточной видимости и обзорности происходит не меньше ДТП, чем из-за гололедицы и наносов. У водителя две задачи: обеспечить видимость собственной машины и увидеть других участников движения, а с этим тоже есть проблемы.

Многие новые машины оборудованы дневными ходовыми огнями, сокращенно ДХО, которые позволяют экономить электроэнергию и ресурс оптики ближнего света. И большинство владельцев не заморачивается с переключением на ближний свет в зимнее время. А ведь ДХО на многих машинах работают только спереди. Сзади при этом фонари не горят, да к тому же холодное стекло фары с ДХО или светодиодная линейка быстро забивается снегом, и машина «слепнет». Даже газоразрядные и светодиодные лампы немного подогревают фару, что обеспечивает таяние снега, а вот тепловой мощности ДХО зачастую недостаточно.

Не меньше вреда наносят эксперименты с включением противотуманных фар и установкой более мощных ламп в обычную оптику под галогенные лампы. Противотуманки на мокрой дороге откровенно слепят встречных водителей, да и на сухой частенько попадаются машины с ненастроенной оптикой, а светит она очень широким лучом. К счастью, при таком использовании противотуманки трескаются – но судя по спросу на стекла и даже дефицит этой детали на некоторые машины, выводов владельцы не делают.

А вот задние «противотуманки» есть на всех машинах, и они очень пригождаются при движении в снежных заносах и в метель. Яркость такого «светильника» заметно превышает яркость габаритных огней, а значит, шансы на то, что вам въедут в корму, уменьшаются ровно настолько, насколько заметнее стала ваша машина. Только не забывайте выключать эти огни в пробках – слепят.

Статьи / Практика

Как ездить зимой с ABS и ESP

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов "ценных" советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в…

53303

5

19
16.01.2015

Галогенные «светильники» мощнее стандартных 55 Вт в головной оптике. Помимо ускорения выгорания рефлектора и повышенной нагрузки на электропроводку и генератор, они обладают еще одним неочевидным недостатком, сводящим на нет все преимущества в светимости зимой. Повышенная температура стекла фары приводит к очень быстрому его загрязнению, корка грязи нарастает с двойной скоростью, и даже если в автомобиле есть омыватель, он ее просто не «пробивает».

И просто про поведение за рулем напоследок

В сложной дорожной обстановке, когда не видно разметки и повсюду пробки, проявляются самые худшие качества водителей. Почему-то именно в ситуации, когда риск ДТП максимален, наши «подготовленные» по новым правилам водители массово нарушают базовые принципы безопасного движения в дорожном потоке. Они не выдерживают дистанцию на любой скорости, тормозят резко и в последний момент, не видят практически ничего, кроме собственного капота, массово нарушают рядность движения и, наконец, просто пытаются удерживать скорость потока на минимальном уровне, блокируя все ряды. Наверное, им кажется, что снижение скорости движения до 40-50 км/ч позволяет делать глупые ошибки безнаказанно, а сдерживание «лихачей» лишь увеличивает их шансы на счастливое завершение поездки.

К сожалению, скорость довольно обманчива. Энергии у машины даже на скорости в 20 и 40 километров в час более чем достаточно для серьезных ДТП. Авто не прощает глупости – у физики нельзя попросить прощения. Нужно вести машину так, будто рядом самый строгий инспектор ДПС, и он лишит вас прав при любой ошибке. Расслабляться можно лишь дома, на диване – на дороге на любой скорости водитель обязан быть водителем, а не наполовину пассажиром. И если у вас не хватает «нервов» (а скорее всего, выдержки и умений для движения в сложной дорожной обстановке), то просто оставьте машину у дома. Вряд ли вы не сможете прожить без нее несколько дней.

Источник: http://www.kolesa.ru/article/tuning-auto/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
IEV-Auto Repair
Добавить комментарий